Новейшая Теология. Евангелие от Виктора, или Спасение в эпоху постмодерна
19 сентября, 2019
АВТОР: Дмитрий Тимофеев
Виктор Олегович неоднократно признавался в своей нелюбви к критикам. Но у меня есть два обоснования этому тексту, по крайней мере, перед самим собой. Первое – то, что интересует его, интересует и меня, и второе – острое желание «довести до ума», своего и своих друзей, то чрезвычайно объемное впечатление, которое его тексты оказывают на мое сознание.
Вначале, короткое впечатление из беседы на кухне. Друг сказал. Вот удивительно, сколько лет прошло, а Пелевин не меняется. То есть меняется злоба дня, в каждом произведении раскручиваются разные ситуации. То есть по составу каждое произведение вполне оригинально, но вот все он (Пелевин) об одном и том же. Это «одно и то же» мы наскоро определили как приключения индивидуального сознания, свободного по своей сути, среди сил желающих это сознание… скажем так… поставить себе на службу. Пытающихся реализоваться путем отождествления этого сознания с собой или с каким-либо фрагментом себя. И получать свою… пищу. И продолжать собственное существование.
Заодно оправдали пелевинское инкогнито. Его нежелание давать интервью и принимать участие в социальной жизни по поводу своего творчества. Тем, что вот эта социальная жизнь и есть существенный элемент активации чувства собственной важности. (Вспоминаем, что Пелевин начинал с переводов Кастанеды.) Такой чрезвычайно энергоемкой практики, в результате которой можно обнаружить себя дискутирующим со «злопыхателями» или «поклонниками», которым только этого и надо. А что? Как пишет, так и живет, нияму практикует – уважуха. Засим и разошлись.
Но тексты, действительно об одном и том же, и что самое интересное, не лень же их читать. И не просто «не лень», а ведь интересно. И дело даже не в острых фразах. (Например, о людях, бюджетно отправляющихся на своих смартфонах в посмертие.) И не в сюжетах ситуаций, разворачивающих пресловутую злобу дня. В этом Виктор Олегович не повторяется, и гротеск его ландшафтов открывает вовлеченному взору все новые и новые перспективы… А дело в вечном сюжете поиска человеком своей свободы. О силах, которые нам мешают. И о возможности Спасения. Иногда невозможного, иногда почти возможного, а иногда, но не вдруг – «гора Меру. Вечность. Лето». Однако тут же прибегают завистливые и вечно голодные демоны сознания и сообщают нам, что Че ничего не дал этому миру, кроме очереди из автомата. И не надо нам этого хотеть.
Организованным так текстам и ситуациям есть, конечно, прямые аналогии в культуре.
Базово это история о возникновении племени, человека, о его взаимоотношениях с Создателем и Прародителем, о месте человека в этом мире о его приключениях и о его врагах. О мужестве человека или его трусости.
«Базовый миф», как сказали бы антропологи, рассказывался один раз в год. Как правило, после сбора урожая, (в сельскохозяйственных культурах) и вызывал неизменный интерес слушателей. Большую роль играли описания перипетий человека на пути, или, как опять сказали бы антропологи, «малые мифы», сказки, обращавшиеся и оформляющие чувства и опыт человека, и которые, безусловно, находились в мейнстриме большого мифа. С этой точки зрения Пелевин – это вот такой «Акын», рассказывающий людям племени одну и ту же историю и разнообразные конкретные воплощения этой истории на материале людской, нашей с вами, жизни.
Но это были времена, когда деревья были большими, миф был один (един), и до Создателя, или Первопредка было рукой подать. Он был на другой стороне мифа. Люди были его детьми, а Создатель был их родителем. Отношения между ними определялись именно так. Люди кормили своих Божеств, а Создатель наделял их Бытием, в качестве людей.
Времена шли, все усложнялось и в более позднем времени мы встречаем этот жанр в гораздо более тематически и формально разработанном виде под названием «эсхатология».
То есть – детально разработанный концепт всего мироздания (греки называли его Космос), имеющий канонический статус. Каждая «сила» человеческой жизни персонифицировалась и обобщалась в Божестве. И сам человек также обретал место в мироздании не столько как воспроизводитель модельных ситуаций (как, допустим, в мифе), но как обладатель собственной судьбы, проявляющейся на пересечении разных сил, Богов, которые, как мы помним, часто ссорились. В человеческой судьбе мы назвали бы это страданием, активизирующееся путем индивидуального вопрошания: «За что?»
Личностная часть истории первых эсхатологий представлена достаточно выпукло и документально. Греческие трагедии. Божественная же часть представлена в виде книжки с картинками. Вот мы знаем, что были такие Боги у Греков, в принципе. Внутренняя же часть, соприкосновения с живыми Богами, скрыта от нас тайнами полей Элевсина. И дело даже не в том, что мы сейчас тоже умеем менять состояние своего сознания при помощи разнообразных спецсредств. А в ответе на вопрос о том, что такое наше сознание, в какую пропасть, окруженную какими стенами, мы прыгаем с площадки консенсусной реальности и ознакомлены ли с правилами полетов этом пространстве.
Относительно греков, например, у В.В. Розанова в «Люди лунного света» есть некая, видимо, интуиция, показывающая сложности соприкосновения с Божественным в процессе подготовки мистагогов. Божественное есть максимально обобщенное, даже относительно одной Силы. Любовь, Война, Мастерство. Хитрость. Путь к Любви, например, как к тотальному состоянию проходит между различными противоречиями. Желание и его отсутствие. Разлука и свидание. Верность и предательство, и т.д. Сцилла и Харибда. Можно быть сосредоточенным на одном состоянии и бежать второго. Но это путь к тому, что никуда дальше в своем пути к искомому качеству мы не пройдем. Так и останемся на одной из скал. И Розанов показывает это так. В экстатических (надо же к переживанию прикасаться) ритуалах, наступает момент, когда… студенту неофиту кажется, что он может служить Богине только в том случае, если принесет ей в жертву свое мужество и свою мужественность. Тут где-то и ножики рядом лежат. Прямая, материальная аналогия – это оскопить себя и бросить плоть на алтарь Богине. Иные так и делают, иные же по каким-то своим причинам – нет. Под утро оскопившие себя готовятся воспринять в себя Богиню и стать ее жрецами. А не сделавшие – стыдливо прикидывают, как домой вернуться и что там делать. Но получается все наоборот. Скопцы становятся слугами Храма, куда им теперь деваться, а те, кто нет, — жрецами. Просто потому что Богине не нужен муж, который не может. Просто пелевенщина какая-то. И откуда малькам знать, что в лабиринте идут по правой руке, а не по левой. Но даже не знают они, что идут в лабиринте. Просто, какой-то очередной трекинг по горам. Ничего такого. Хотя все-то им рассказывают, правда, по частям.
Это немного о правилах полета за пределами консенсусной площадки.
И здесь Виктор Олегович выступает как Мистагог постмодернистских полей организации человеческого сознания-бытия. Перед нами мистерия современных способов и опасностей спасения.
Стоит заметить также, что Пелевин не использует ни одну из сформулированных эсхатологических концепций целиком. Разве что в
Вызывают оторопь эсхатологии, сформированные именно Пелевиным. Это оба
И Виктор Олегович не оставляет нас и здесь. Дело в том, что о Свободе можно сказать только то, что она есть. А вот какая она? Рецептов нет по определению «Гора Меру. Вечность. Лето», «Звук своих шагов», Туборг-мен на закате, прыжок в условную реку абсолютной любви. Что это может нам сказать? Только передать некоторое ощущение, которое, как правило, легко затирается злобой дня сего. «И превращаемся мы в мышцу и палку, побивающую змей и скорпионов, а о деле своем, молитве Христу и Богородице, как бы и не помним», — пенял братьям своим отшельникам пустынник третьего века. Один из тех, кто заложил основы Византийского христианства, на тысячу лет ставшего прообразом Спасения для всего Христианского мира. Кстати, отметим, что христианской эсхатологии у Пелевина не прослеживается. За исключением упоминания девочек с мобильниками в
Осталось добавить про подробно – и узнаваемо – разработанную Пелевиным современную демонологию. Современных «змей и скорпионов», которых если палкой не побивать, то жалят, и пребольно. Легкого касания сколопендры достаточно, чтобы приходить в себя несколько дней.
«Все-таки можно». Этот принцип распространяется на весь объем бытия. Начиная, с того, что все-таки можно обмануть организм и выпить спиртного в жесточайшем похмелье. «Generation П». Или из, допустим, вредности не поддаться на уговоры Светящегося существа из рассказа «Фокус-группа» и просто тихо уйти, дальше никому ничего не доказывая. Дама с собачкой – единственный персонаж, который исчезает из диалога. В последней трети текста рассказа. Но мы вспоминаем об ее отсутствии лишь благодаря реплике одного из героев, не обнаружившего ее в группе. В принципе, это ход Буддизма. Но Светящимся существом это отсутствие трактуется как незначительное (а, по сути, так и есть). И оно приглашает участников продолжить диалог, который ведет участников на один из кругов бесконечного удовлетворения бесконечных потребностей – всех, и, что замечательно, сразу. Взрыв… То есть «все-таки можно». Есть шанс. Теперь, от чего он зависит? Говоря коротко – от возможности осознанных действий, не мотивированных близ тусующимися бесами.
Итак. Кажется, читать Пелевина все же имеет смысл. Как выразителя вечного «закольцованного мифа», в котором, как и во всяком плотно скрученном цикличном пространстве, всегда один и тот же вызов, одни и те же проблемы, бесы. И всегда только один шаг, разрешающий ситуацию тем или иным образом. Вверх или вниз. Безотлагательно.
Сколько читаю о Пелевине — все говорят о какой-то философии, эзотерике и пр., но практически никогда нет писателя. У меня всегда такое ощущение, что предлагают разобрать какой-то труд из перечисленных областей. А писателя рождает слово/текст. Что подвело «Доктор Живаго» Пастернака? Именно художественная слабость текста. У Пелевина она не просто налицо, а подменяется тем, о чём я и сказал выше. Его попытки объединить в себе Оруэлла, Заратустру и Гоголя не получились. Нишце, как философ, недоступен. А Оруэлл и Голдинг, более талантливые, устарели, нет в них прежней мощи и новизны, а проявилась художественная слабость. Гоголь одним языком, музыкой фразы (ритм, тембр) недоступен. А буддизм как рах чрезвычайно свойственен айтишникам и интернет-блогерам где-нибудь на Бали.Пелевин, включая свою таинственность с очками, очень похож на них. У меня ощущения: интернет-блогер решил писать прозу… А среди них много талантливых ребят. Но такая литература долго не живёт. Вот он и устаревает на глазах. Вынужден писать бойко.
Может это моя слабость как читателя ) но, вот именно, когда я говорю о Пелевине, то у меня слово — текст. А не произведение. то есть не художественная литература. Хотя о его Жизни насекомых я бы так не сказал, и о священной книге оборотня ). Но в этом то и дело. Текст Пелевина не мешает видеть то, о чем этот текст. А текст — скорее лабораторная работа по восприятию текущих омрачений сознания. А так же многие занимаются, кто чем. Буддизмом, тем или иным, Христианством. И т.д. Како веруем). Можно ли считать литературой произведения, которые … идеологически ангажированы ? История литературы знает много таких примеров. Мистика эзотерика. Густав Майринк, Умберто Эко. Не счесть философских романов (Д.Фаулз на пример)
очередная пространная болтовня по теме творчества ПВО… комменты тоже позорны… всё как всегда. всёж-таки сильно повезло мне читать Пелевина в 90-х и таким его для себя навсегда и запомнить
Зачем так всё усложнять? Книги Пелевина — это явная и открытая проповедь буддизма, облеченная в литературную форму. Поэтому, да, он об одном и том же.
Мне повезло читать Пелевина всегда. То есть «пепел» его книг всегда стучит в моём сердце. Но конечно не всех. Но «пепел» не только стучит, но и помогает 25 лет непрерывно их перечитывать, и никогда не насыщаться. Я думаю все очень просто — просто это гениальные и философские и художественые тексты, особенно актуальные и спасительные в эпоху 20-ти летней гротескной деградации. А все последние его книги я читать не могу, просто не могу составлять эти слова в предложения. Но я не обижаюсь и мне достаточно того, что он был как гений и есть как физическая величина.
Я просто восхищенный читатель, навсегда.